Для пубертатного периода характерно

Для пубертатного периода характерно

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. .

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. . Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст

11-13 лет, у девочек — 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики: — Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость) ; — Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; — Потребность в общении + желание уединиться; — Развязность в поведении + застенчивость; — Романтизм + цинизм, расчетливость

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек — более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.

Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям — поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации — все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора — либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений — формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения — повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

Читайте также:  Восстановление после операции на переднюю крестообразную связку

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей.

Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри) ; как стремление к господству (Моррисон) , реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни,

Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

Когда ребенок уже вырос из пеленок, не требует постоянного контроля и становится достаточно самостоятельным, его родители считают, что можно расслабиться и начать получать наслаждение от жизни. Однако ни тут-то было!

В скором времени малыш начнет сильно меняться, причем эти изменения будут касаться не только внешности, но и характера. Настанет пубертатный период, который имеет много особенностей и проблем.
[contents]

Что это такое

Пубертатный период — понятие, которое описывает переход от детства к взрослой жизни. Во время этого возрастного промежутка у мальчиков и девочек наблюдаются существенные изменения физиологического и психологического характера. В конце периода наступает половая зрелость, вследствие которой детский организм становится готовым к размножению. Подросток на протяжении пубертатного периода очень меняется — заметно растет, изменяются черты лица.

Однако самым важным аспектом этого периода является психологическая составляющая. Если не провести беседы, юноша или девушка может совершить много глупостей.

Формы и стадии

Стадии полового развития у мальчиков в подростковом возраста:

  • 9-11 лет. Наблюдается удлинения яичек до 3.5-5 сантиметров, а также увеличение пениса до 5-8 сантиметров. Пот приобретает характерный запах, голос меняется. На мошонке можно увидеть складки, появляется пигментация. Первые волоски можно увидеть на лобке, тогда как под мышками их пока что нет. Иногда наблюдается гинекомастия, которая имеет временный характер.
  • 12-14 лет. Половой член и яички еще больше увеличиваются в размерах, появляется растительность подмышками и на других участках тела. Начинается спонтанная эрекция и поллюции. Исчезает гинекомастия.
  • 15 лет и старше. Рост мальчика становится как у взрослого мужчины, можно заметить отчетливые складки на мошонке, а также волосы на лобке и других частях тела. Голос нормализуется.

Стадии пубертатного развития у девочек:

  • 9-11 лет. Увеличиваются размеры стоп и кистей, формируются грудные железы. Наблюдаются первые вагинальные выделения, которые имеют повышенную кислотность и могут вызывать раздражение кожи.
  • 12-14 лет. В лобковой области и в зоне подмышечных впадин активно появляется растительность, часто можно заметить угревую сыпь. Рост заметно увеличивается, черты лица девочки меняются. Начинается менструация.

Пубертат у девочек


Когда начинается

Половое созревание у девушек традиционно наблюдается в возрасте от 8 до 13 лет. Чаще всего начинается в 10-11 лет. Обычно приблизительно через два года после начала девочки сталкиваются с менструацией. Главными признаками, свидетельствующими о начале подросткового возраста у девчонок, является увеличение груди и рост волос.

Физиологические изменения

Весь период связан, в главной мере, с изменениями в половой системе, для подготовки девочки к будущему рождению ребенка. Вот главные изменения, которые можно наблюдать:

  • Начинают увеличиваться молочные железы, продолжительность данного процесса может занять до 5-7 лет. По прошествии указанного времени грудь девочки приобретает окончательный размер.
  • В лобковой зоне и области подмышек появляется первая растительность.
  • Очень активизируется рост всего организма, период является вторым по скорости (не считая времени грудного вскармливания).
  • Форма тела подростка меняется на глазах. В каких-то местах можно заметить жировые отложения, часто увеличивается общая масса тела.
  • Появляется сильное потоотделение и запах, которого раньше не было.
  • Помимо потоотделения, юная девочка сталкивается с естественными выделениями влагалища.
  • Часто наблюдаются угревые сыпи, которые возникают на лице и теле.
  • Начинается первая менструация, цикл налаживается и становится постоянным.

Психологические изменения

Избыток гормонов сильно влияет на психологическую составляющую ребенка. У девочки-подростка меняются эмоции, она начинает чувствовать сексуальные желания. Часто девчеонки становятся непослушными, учеба отодвигается на второй план, потому что они начинают активно интересоваться противоположным полом.

Пубертат у мальчиков

Когда начинается

Период взросления у мальчиков начинается позднее, чем у прекрасного пола. Обычно это возраст 11-13 лет, заканчиваясь через 4-5 лет. Вы наверняка заметили большую продолжительность — это связано с тем, что мальчишки развиваются медленнее девчонок. Этот период определяет не только телосложение, но и мировоззрение, сексуальную ориентацию и увлечения парня.

Читайте также:  К кому обращаться с папилломами в паху

Физиологические изменения

Главным признаком полового созревания является увеличение в размерах полового органа. Он достигает длины приблизительно в 6-7 сантиметров, в тоже время растут яички. В лобковой зоне начинает активно появляться растительность. Спустя 1-2 года волосы растут по всему телу. Также появляется пушок на верхней губой, который затем становится более жестким.

Увеличение мышечной массы — еще один показатель пубертата. Плечи становятся шире, а таз уже. Комплектация плавно приобретает мужские пропорции. Проблемы с кожей в виде прыщей и угревой сыпи не обходят мальчиков стороной. Их кожа становится более грубой, повышается жироотделение.

Психологические изменения

Много изменений касается и психологической сферы жизни. Мальчик часто остается недовольным изменениями своей внешности, что несет за собой замкнутость и неуверенность в себе, которые могут перерасти в депрессию. У него резко меняется настроение, потому окружающим важно к этому подготовиться. Ему начинает хотеться свободно распоряжаться своим временем и принимать собственные решения.

Эротическая составляющая

Активное развитие и функционирование половой системы в подростковом возрасте приводит к повышенной возбудимости. Наблюдаются поллюции, то есть непроизвольное семяизвержение, а также эрекции во время сна.

Итоги пубертата

Пубертатный период — важное и ответственное время для каждого ребенка, которое сопровождается физиологическими и психологическими изменениями. Замедляется рост тела. Подросток не успевает привыкнуть к новому телосложению, в результате чего часто кажется неуклюжим и угловатым.

Close-up of four teenagers laughing and gesturing at camera

Ребенок покидает мир детства, но еще не переходит во взрослую жизнь. Потому его поступки не всегда подвластны объяснениям, он часто совершает глупости. Половое влечение перерастает в первые отношения. Подросток становится более умным и наблюдательным, его решения и поступки носят логический характер.

Возможные проблемы пубертатного периода

Пубертат — невероятно тяжелый период не только для детей, но и для их родителей. Некоторые родители оказываются неготовыми к существенным изменениям своего ребенка, потому возникают проблемы. Оба пола в подростковом возрасте могут вести себя очень противоречиво. Они чувствительно относятся к мнению других людей по поводу своей внешности или поступков, однако одновременно можно заметить резкие суждения и самонадеянность в отношении окружающих. Потому главной проблемой можно считать эмоциональную неустойчивость и постоянные перепады настроения.

Вследствие активного роста у детей часто наблюдается искривление позвоночника, то есть сколиоз.

Пути их решения

Родители и учителя должны понимать особенности этого возраста. Эмоциональная неустойчивость сходит на «нет» в 14-15 лет, потому нужно постараться быть спокойным и не реагировать эмоционально на поведение ребенка.

Также родители должны рассказать о проблеме акне и правильном уходе за кожей, чтобы предотвратить выдавливание прыщей и занесение инфекции.

Старайтесь чаще общаться с детьми-подростками, хвалить их и подчеркивать достоинства.

Снижение возраста пубертатного периода

Между 1850-ми и 1950-ми годами возраст начала пубертата у человека регулярно снижался. В середине прошлого столетия тенденция слегла приостановилась, потому многие ученые сделали выводы, что человечество достигло минимально возможного возраста.

В конце 90-х годов прошлого столетия некоторые исследования продемонстрировали очередное понижение пубертата. Данный факт многие восприняли со скептицизмом, однако стало понятно, что данный возраст не является пределом.

В 60-х годах прошлого века средним возрастом, при котором у девочек начинался рост молочных желез, был 13 лет. В конце 90-х годов он уменьшился до 10 лет. Есть также данные о мальчиках. Исследования подтверждают, что увеличение яичек начинает происходить уже в возрасте 6 лет.

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

Пубертатный период является крайне важной – рубежной фазой развития человека, когда организм подвергается ряду изменений, способствующих наступлению его половой и физической зрелости. Пубертат, транзиторный период между детством и половой зрелостью, контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физических и психических изменений, приводящих к физической, психической и репродуктивной зрелости организма. От того, насколько полноценно у подростка протекает и насколько благополучно завершается пубертат, во многом зависит окончательное становление репродуктивных функций, фертильность и детородный прогноз, финальный рост и метаболический статус у взрослого поколения [9]. Сроки наступления пубертата, как и формы его протекания, зависят от пола ребенка, многочисленных генетических и внешних факторов – они чрезвычайно изменчивы и индивидуальны [3]. Считается доказанным, что пубертатный период относится к числу тех жизненных процессов, которые не связаны с хронологическим (календарным) возрастом индивидуума и целесообразность выделения этой возрастной группы обусловлена социальными и биологическими детерминантами подросткового возраста. В силу особенностей функционирования многих органов и систем в пубертатном периоде у ребенка возможно развитие явлений, стоящих на границе между нормальными физиологическими вариациями и патологическим состоянием. Это большая группа физиологических отклонений, которые в той или иной форме могут касаться почти всех важнейших систем и органов. Физиологические отклонения большей частью связаны с конституциональными вариациями функций желез внутренней секреции и множеством устранимых экзогенных воздействий, лишь временно нарушающих гармоническое развитие созревающего организма. Эти физиологические отклонения, за немногими исключениями, постепенно сглаживаются и преодолеваются по окончании полового созревания. Наблюдаемые в пубертатном периоде морфофункциональные изменения основных систем организма и перестройка регуляторных механизмов совпадают с новыми социальныминагрузками: последний этап школьного образования, профессиональное самоопределение и обучение, ранний труд, изменение образа жизни и поведения, интеграция во взрослое общество и т.д. Школа требует от ребенка умения подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму, формирование которого происходит в процессе обучения [6]. Усиленный рост, повышенная двигательная и нервно–психическая активность приводят к значительному напряжению в работе нервной системы (в особенности вегетативной нервной системы), эндокринных желез и обмена веществ. В результате этого физиологического для данного возраста напряжения и некоторых неблагоприятных внешних воздействий в пубертатном возрасте весьма часто наблюдается вегетативная дистония, лабильность психики и поведения. Данные состояния характеризуются выраженной неустойчивостью и противоречивостью отдельных сторон нервно–психического склада, эмоциональной лабильностью – «пубертатная лабильность настроения», а также стремлением к самостоятельности, независимости с сомнениями и даже отрицанием прежних авторитетов и особенно негативистическим отношением к авторитету лиц из ближайшего окружения (семья, учителя и т.д.) – период «отрицания», «протеста против отцов», «стремления к самостоятельности» [10,11]. В настоящее время в пубертате произошли существенные изменения – значительно снизился возраст наступления пубертата. Возраст менархе в странах центральной Европы и в США в последние 100 лет снижается каждое десятилетие на 2–3 месяца. Особенно заметно это снижение в последние 50 лет, что связано со стабильностью социально–экономических условий, повышением качества жизни и общего здоровья популяции [2]. Изменения в социальной сфере, а также негативное экологическое влияние обусловили формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп подростков. С одной стороны, это группа, имеющая более или менее выраженную тенденцию к раннему, активному пубертату и половой социализации и которая с каждым годом становится все меньше. Другой полюс составляют дети с ретардацией (задержкой) полового и психосексуального развития. Ускоренное и замедленное половое развитие наблюдалось и раньше, однако сегодня выросло число малодифференцированных конституциональных форм, не обусловленных конкретными органическими причинами. В целом число детей с нормально протекающим пубертатным развитием в популяции уменьшилось. Группу подростков с относительной ретардацией полового развития составляют дети из семей с формирующимся или устойчивым дефицитом питания. В пищевом рационе таких детей выявлена нехватка жирорастворимых витаминов и витаминов группы «В» [7]. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства с последующей их соматизацией и преобладанием в клинической картине висцеральных синдромов в виде нарушений деятельности сердца, желудка, кишечника и других органов. За последние годы возросло число детей с нарушениями психического здоровья и пограничными психическими состояниями, формирующими социальную недостаточность подростков. Более 70% учащихся системы общего и среднего образования испытывают трудности в усвоении базовой школьной программы. Отмечается режим роста дезадаптации подростков – девиантные формы поведения, связанные с минимальными мозговыми дисфункциями, с неврозами, характерологическими аномалиями личности, психопатоподобным состоянием. Среди подростков четверть имеет различные психические заболевания, частота которых растет каждые 10 лет на 10–15%. Лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, у 40–45% из них имеются хронические заболевания и у 45–50% – серьезные морфофункциональные отклонения, при этом у каждого второго школьника наблюдается сочетание нескольких хронических заболеваний с рядом функциональных нарушений, что существенно ослабляет организм [5]. Характерным для подростков нашего времени становится «трофологический синдром», характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов, задержкой полового развития. В современной популяции школьниц увеличивается процент девушек, отстающих по биологическому возрасту от календарного. Так, среди 13–14–летних девочек их 32%, среди 15–16–летних – 25%, среди 17–18–летних – 22%. Это является неблагоприятным прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья детей. Об этом свидетельствует и сокращение в популяции числа девушек с ранним появлением менархе – до 12,5 лет, за последние 10 лет с 33 до 10% [1]. К моменту окончания школы до 75% девушекимеют хронические заболевания внутренних органов, у 23,6% старшеклассниц выявлено сочетание гинекологических заболеваний и экстрагенитальной патологии. У старшеклассниц в структуре гинекологических заболеваний преобладают нарушения менструального цикла (20–54%) с потерей трудоспособности по типу резко болезненных менструаций, сопровождаемых выраженными вегетативными реакциями, и маточных кровотечений. Среди девочек с дисменореей 70,5% больных составляют пациентки 15–17 лет. Не менее редкой патологией являются гипоменструальный синдром и аменорея (16–20%) в сочетании с гиперандрогенными проявлениями и метаболическими нарушениями. Частота воспалительных заболеваний половых органов у девочек увеличилась в 1,2 раза. Причем у сексуально активных девочек воспаление гениталий выявлено в 45,2% случаев, тогда как у их сверстниц, не имевших сексуального опыта – в 15,1%. Увеличилось число девочек абсолютного или относительного риска бесплодия [8]. Неуклонно возрастает инвалидность. Так, в 2001 году впервые в общее число детей–инвалидов вошли дети в возрасте до 18 лет. Общая численность детей–инвалидов достигла 617 096 (183,3 на 10 тыс. детей) [4]. Таким образом, в пубертатном периоде на современном этапе произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем: – формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп (группу, имеющую более или менее выраженную тенденцию к раннему, активному пубертату и половой социализации, и группу с ретардацией полового и психосексуального развития); – ухудшение состояния здоровья и рост инвалидности.

Ссылка на основную публикацию
Дискомфорт во влагалище во время секса
Боль при половом акте у женщин (диспареуния) — это следствие разнообразных причин физиологического, психологического или патологического характера. Даже при единожды...
Давит в правом боку под ребрами спереди
Боль в правом боку под ребрами спереди испытывал каждый хотя бы раз. Обычно это связано с погрешностями в питании и...
Давление 140 на 90 у женщины
НОРМАТЕН ® — инновация в лечении гипертонии у человека • Устраняет причины нарушения давления • Нормализует давления в течении 10...
Дискомфорт в правом боку ниже ребер
Такое явление как боль в правом боку знакомо не только взрослым, но и детям. Оно может возникнуть по причине физических...
Adblock detector